Подводные авианосцы России

Подводные авианосцы России

Идея сделать подводную лодку носителем самолета, первой осенила немцев. К моменту начала Первой мировой войны, подводные лодки уже могли действовать автономно на большом удалении от своих баз, наносить удары торпедами в подводном положении, топить невооруженного противника из орудий в надводном положении.
И сразу возникла проблема поиска цели. Океан большой, лодка маленькая. Ей приходилось подолгу «стоять в засаде» в местах наиболее вероятного появления цели или крейсировать поперек предполагаемого курса транспортов. Мостик в ограждении рубки лодки расширял обзор максимум до 4-6 километров в хорошую погоду.
Подводные авианосцы России
В определенной степени проблему удалось сгладить взаимодействием с дирижаблями и самолетами берегового базирования. Обнаружив с большой высоты подходящую цель, они по радио наводили на нее свою лодку.
по радио наводили на нее свою лодку
Но и здесь были свои ограничения: авиация «привязана» к береговым базам или авиатранспортам. В авиатранспорт переделывали грузовой пароход, который мог сам легко стать жертвой атаки противника, что приходилось учитывать при выборе района плавания. Естественно, возникла идея иметь самолет-разведчик на борту подводной лодки.

Хотя впервые самолет на борту подводной лодки появился по просьбе ... летчиков.

В 1914 году, оккупировав Бельгию, немцы тут же оборудовали в Зеебрюгге базу подводных лодок и разместили отряд разведывательной авиации. Гидросамолет «Фридрихсхафен» 29 имел ограниченный радиус действия, эффективность его патрулирования была небольшой. Пилот лейтенант Лотар фон Арнольд задумал увеличить дальность авиаразведки с помощью подводной лодки. Он уговорил командира лодки U-12 капитана Форстмана «подвести» его «фридрихсхафен» поближе к Британии. В январе 1915 года гидросамолет закрепили на палубе лодки и в надводном положении доставили к вражескому берегу.
самолет на подлодке
Появление немецкого аэроплана над Кентом стало полной неожиданностью для англичан. Отважных летчиков и моряков похвалили, но повторять подобные операции не стали. Подводная лодка, идущая в надводном положении с самолетом на палубе, являлась слишком хорошей мишенью для постоянно крепнувшей британской противолодочной обороны.

Подводные авианосцы история создания

Через пару лет немецкие подводники решили, что палубный самолет-разведчик в дальнем походе все же не помешает. Только перевозить гидропланы надо в разобранном виде в специальных водонепроницаемых контейнерах. Такие контейнеры установили на две лодки, а компания «Ганза-Бранденбург» создала для них небольшую летающую лодку. Но в это время немецкий подводный флот уже нес большие потери. Дополнительная помеха на палубе лодок в виде ангара размерами 6 х 1,8 м была подводникам ни к чему, командование не решилось опробовать эту разработку в боевом походе.
В 1916 году британцы тоже попытались объединить возможности подводных лодок и авиации. На палубе подводной лодки Е-22 закрепили 2 гидросамолета Сопвич-Шнейдер с бомбами. Лодка должна была подойти к континентальному побережью в районе немецкой базы морских дирижаблей и спустить самолеты на воду. После бомбежки эллингов они могли самостоятельно вернуться домой. Однако, разразившийся шторм сорвал проведение операции, и Адмиралтейство сразу охладело к подобным затеям.

После войны немецкие разработки изучали во всех государствах, имевших сколько-нибудь крупные флоты. Моряки посчитали, что иметь самолет на борту подводной лодки — стоящее дело.

Самолет на подводной лодке можно поместить в разобранном или сложенном виде — это зависит от размера контейнера. Первые немецкие самолеты разбирались на отдельные элементы, которые рассовывали по контейнерам. Большие контейнеры позволяли просто складывать негабаритные элементы — крылья, поплавки, моторный узел — не разбирая самолет на части. Подобная процедура применялась в палубной авиации и не только: например, у многих британских самолетов, даже сухопутных, в том числе тяжелых бомбардировщиков того времени, крылья складывались назад. Создание малогабаритного самолета, который можно быстро разобрать и собрать или сложить — задача хоть и технически сложная, но вполне реализуемая даже для авиастроения начала ХХ века.
гидросамолет xx
Но если иметь в виду гидросамолет, то на первый план выходят его мореходные возможности. Ведь он должен взлетать с воды и садиться туда же, и маленький самолет может просто не справиться с волнами. Рассчитывать лишь на хорошую погоду — это заранее ограничивать возможности системы «подводная лодка-самолет» .

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code