Самолеты Судного дня в Америке

В 1973 году, в США была изменена концепция управления ядерной триадой, что привело к принятию программы под шифром 481В. Согласно её концепции, в течение 2 лет требовалось создать и ввести в эксплуатацию новый Воздушный Командный Пункт Стратегическими Силами США, взамен EC-135J. Если раньше таких ВКП было 11, то теперь количество боевых единиц планировалось построить от 3 до 7. Для переоборудования был выбран широкофюзеляжный низкоплан Boing 747-200, и в окончательном варианте было модернизировано 4 машины. Самолеты Судного дня в Америке

Cамолеты судного дня E-4B

Проект переоснащённого самолёта получил код E-4A. В декабре 1973 года первый борт был зачислен в эскадрилью №1 дислоцировавшуюся в штате Небраска. К осени 1974 года, на службу заступили все 3 машины.

Но вместе с тем, в августе 74 года на испытательную службу был принят борт проекта E-4B. К 1980 году, он вошёл в основной состав эскадрильи. Начиная с 1982 года, в течении трёх лет, до проекта E-4B были дооборудованы первые три борта.

В январе 1985 года, все 4 борта Воздушного Командного Пункта армии США заступили на дежурство в финальном варианте модернизации.

Cамолеты судного дня E-4B

Общее у всех моделей было:

  • Три палубы;
  • Внутреннее деление пространства площадью 430 м2, на рабочие зоны разного назначения;
  • Комплекс очистки забортного воздуха;
  • Особое экранирование всех электронных систем для противодействия ЭМИ (электромагнитному импульсу, как одному из факторов ядерного взрыва);

Cамолеты судного дня E-4B

В окончательном варианте, к 1985 году, модель E-4B была дополнена:

  • Системой воздушной дозаправки. Это позволило самолёту находиться в полёте от 3 до 7 суток. Более продолжительный полёт ограничивают системы смазки двигателя маслом;
  • Системой спутниковой связи. Приёмо-передающая антенна ø 94 см, была интегрирована сразу за «горбом» верхней палубы. Этот элемент позволяет легко отличить самолёт проекта E-4B по внешнему облику;
  • Новый комплекс связи и вычислительный центр. На проектах E-4А, эти системы были взяты со списанных EC-135J;
  • Четырьмя двигателями повышенной мощности F103-GE-100, производства «GeneralElectric»;
  • Комплексом управления запуска баллистических ракет ядерной триады. При этом, она была укомплектована системой ALCS. Эта система позволяет запускать и управлять стратегическими межконтинентальными ракетами на всём промежутке полёта, минуя все командные центры.
  • Аппаратурой связи с подводным флотом, через разматываемую за борт антенну, с пиковой мощностью передатчика 200 кВт;
  • Комплексом предупреждения о ракетной атаке и активного противодействия разным системам наведения;

В начале 2002 года, дополнительно были интегрированы плазменные системы отображения информации, которые заменили проекционное оборудование. Последнее осталось на борту, в качестве аварийного резерва.

E-4B характеристики

По внешним габаритным размерам, борт E-4В ни чем не отличается от базовой модели 747-200. Исключение составляет только антенна спутниковой связи, спрятанная в модуле за верхней палубой.

747-200

Но технические данные претерпели серьёзные улучшения.

Благодаря внесённым изменениям в оборудование, взлётная масса увеличилась до 360 т. Дальность полёта выросла почти на 30% и составила 12,6 т. км. Скоростные показатели также увеличились, но всего на 5% и достигли 934 км/ч

В пользу экономичности новых двигателей, говорит тот факт, что объём топлива уменьшился на 30%(!), до 150 т.

Но создание такого эффективного самолёта, увеличило его стоимость относительно базовой модели почти в 6,5 раз(!). В то время, это был самый дорогой самолёт – 250 млн. долларов.

Самолет судного дня режим работы

В постоянной готовности, на боевом дежурстве, находится 1 самолёт E-4B с 30 членами команды. После получения сигнала «Тревога», подъём в воздух происходит через четверть часа.

Оперативный позывной заступившего на боевой постборта — «Nightwatch» («Ночной дозор»).

Один борт, сопровождает Президента США в его поездках, но при этом ВКП во время сопровождения первого лица, дислоцируется на ближайшей военной базе армии США за рубежом.

 E-4В

Современное состояние самолета Судного дня

После развала СССР и наступившей разрядке в международных отношениях значимость бортов «Судного дня» была понижена. Особенно это проявилось после того, как на базе Boeing747-100, были созданы два борта VC-25.

VC-25

Это современные самолёты для президента США, которые способны практически полностью заменить E-4B. Но в отличии от ВКП, их начинка базируется на последних разработках Военно-Промышленного Комплекса США. Модернизируются и оснащаются они гораздо оперативнее.

С 1994 года, статус самолётов «Судного дня» был значительно снижен. Но зато спектр задач расширился. Они были приписаны к Агентству по ЧС США (аналог МЧС РФ), и выполняют задачи мобильного оперативного штаба.

В 2006 году, в конгресс США поступали предложения о списании бортов E-4B до 2012 года, но мощное военное лобби «похоронили» эти законопроекты.

В настоящее время, все 4 боевые единицы E-4B, находятся в штате Небраска, на военной базе Аффет.

В октябре 2016 года, статус этих машин был ещё более принижен. Их перевели из 1-ой эскадрильи (стратегической), в 8-ую(бомбардировочную).

Лётные происшествия E-4B
По сведениям из открытых источников, за время лётной эксплуатации ни с одним из бортов E-4B, происшествий не случалось.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code